Торжество освобождения

Выставка итальянских художников XX века «Арте повера. Творческий прорыв».

Эрмитаж
Дворцовая пл., 2 (на карте)
c 17.05 по 20.08
Торжество освобождения

По 16 августа в Эрмитаже – выставка итальянских художников XX века «Арте повера. Творческий прорыв».

У нас есть уникальная возможность познакомиться с работами (их более 50) художников этого интересного направления -- искусства, освободившегося от системы и системы систем.

Уникальная потому, что «Арте повера» выставляются в России всего лишь второй раз. И еще потому, что выставка в Эрмитаже – юбилейная, вдохновенному «прорывному» направлению 50 лет: мир узнал об экспериментах итальянских художников из Турина на рубеже 1967 и 1968 годов. Словосочетание «Арте повера» впервые прозвучало в программной статье Джермано Челанта в 1967 году. Статья стала настоящим гимном свободного творчества, обозначая при этом четкую связь с античностью: «Вначале идет человек, а потом система, по крайней мере в античности было так».

«Арте повера» переводится с итальянского как «бедное искусство», но речь идет вовсе не о бедности художника. За этим наименованием стоит подчеркнутая простота материалов, уход от всепоглощающего технического прогресса в сторону ремесленного творчества.

Уникальность выставки также в том, что она сама по себе – явление кураторского искусства, она неповторима. Собранные для данной экспозиции материалы – уголь, бетон, дерево, тряпки – все то, что использует внесистемное искусство и чему придает новые, неожиданные смыслы, -- по окончании выставки уедет обратно или будет роздано владельцам.

«Творческий прорыв» нахально расположился в легендарных залах третьего этажа Зимнего дворца. Это сакральное место для петербуржцев, где целые поколения привыкли видеть Ван Гога и Гогена. Для многих та дорогая нашим сердцам экспозиция осталась пределом в восприятии современного искусства. И в этом смысле нынешняя выставка - «творческий прорыв». Это возможность и призыв увидеть дальше. И хотя явлению «Арте повера» уже полвека, трудно представить, каким было бы современное искусство без него. Декор залов третьего этажа, задуманный и созданный на рубеже 1960-х -- 1970-х годов, как говорят, напоминает комнаты Бернского кунстхалле, где в 1969 году весенняя выставка «Когда отношения обретают форму» принесла «Арте повера» международный успех, а также положила начало современному свободному кураторскому мышлению.

Два раздела выставки соединяет переход над Александровским залом, где время от времени слышится звуковая инсталляция Джильберто Дзорио, исполненная им и записанная в городе Мехелене на знаменитом карильоне. По пути тебя негромко сопровождает «Интернационал»; кураторы выставки хотят, чтобы зритель прислушался и настроился на особый, эрмитажный, контекст «Арте повера».

А дальше -- смотрите работы, отобранные из собраний замка Риволи, туринской Галереи современного искусства, из частных коллекций, они представлены в Эрмитаже впервые.

В экспозицию вошли произведения Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Пьера Паоло Кальцолари, Янниса Кунеллиса, Марио Мерца, Мариса Мерца, Пино Паскали, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто, Эмилио Прини.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru