КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА, ИЛИ НАПОЛЕОН НЕ ИГРАЛ НА СКРИПКЕ

5 июня приходите в Большой зал Филармонии. Здесь вас ждет музыкальный вечер «Скрипка времен Наполеона».

Большой зал Филармонии
Итальянская улица, 9 (на карте)
05.06
КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА, ИЛИ НАПОЛЕОН НЕ ИГРАЛ НА СКРИПКЕ

5 июня приходите в Большой зал Филармонии. Здесь вас ждет музыкальный вечер «Скрипка времен Наполеона».

Это программа – сольный концерт народного артиста России знаменитого скрипача Сергея Стадлера с оркестром без дирижера. «Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера приглашают всех ценителей академической музыки.

Вам будут предложены редко исполняемые или ранее вовсе не звучавшие в Петербурге сочинения для скрипки с оркестром: произведения европейского скрипичного искусства времен, как вы уже догадались, правления Наполеона Бонапарта. Не имея прямого отношения к яркой исторической фигуре первого императора французов, сочинения Родольфа Крейцера, Пьера Роде, Луиджи Керубини, Шарля Лафона, Людвига ван Бетховена, Никколо Паганини были вдохновлены атмосферой блистательной эпохи, явились отражением стиля ампир в музыке с его величественностью, парадностью, роскошью и благородным пафосом.

В столице Франции в 1795 году открылась первая в мире консерватория. И это событие изменило многое в общественном укладе: французская скрипичная школа, основателями которой стали Пьер Роде, Родольф Крейцер и Пьер Гавинье, сложилась именно здесь, в стенах старейшего в Европе общедоступного светского музыкального образовательного учреждения. Она повлияла на развитие скрипичного искусства в разных точках мира. В концерте «Скрипка времен Наполеона» прозвучат произведения одного из прославленных мастеров и основателей Парижской консерватории, композитора и педагога Луиджи Керубини. Он знаменит прежде всего как автор опер, но его творческое наследие включает немало произведений, посвященных торжественным церемониям и празднествам эпохи Революции. Меломаны услышат величественный «Гимн Пантеону», на тему которого Керубини написал вариации.

В программе вечера – произведения не менее яркого представителя французской музыки рубежа XVIII – XIX веков Родольфа Крейцера. Любопытно, что талантливый скрипач, педагог и композитор ныне известен широкой публике благодаря сонате Бетховена, получившей название Крейцерова – в честь музыканта. В исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучат два сочинения Крейцера: Концерт для скрипки с оркестром № 18 «Император» и Полонез из Концерта для скрипки с оркестром № 3 «Гавинье», посвященный прославленному маэстро XVIII столетия.

На протяжении нескольких лет скрипач-виртуоз Пьер Роде был солистом императорского двора Наполеона Бонапарта, а позже – Александра I. Давал концкрты в российской столице. Согласно легенде, Бетховен посвятил свой Первый романс для скрипки с оркестром, созданный в 1802 году, именно Роде. Во втором отделении прозвучит Концерт для скрипки с оркестром № 1 ре минор.

Ныне известное немногим имя Шарля Филиппа Лафона, произведения которого также услышим в концерте, некогда не сходило с афиш. В 1816 году блистательный придворный скрипач французского, а затем и российского двора принял участие в состязании с Паганини: оно состоялось в театре La Scala в Милане. Разглядев в Лафоне достойного соперника, «Скрипач дьявола» впоследствии вспоминал: «У Лафона звук оказался, может быть, красивее, чем у меня, но аплодисменты публики мне ясно показали, что в этой борьбе я не потерпел поражения». В 1831 году у ног великого генуэзца был весь Париж: в течение двух месяцев в Grand Opera Паганини давал концерты, исполняя по обыкновению не только свои произведения, но и других авторов, в том числе Крейцера и Роде. Следуя негласной традиции, он мог заменить ту или иную часть фрагментом собственного сочинения или исполнить обе версии. Среди восторженной публики находился и Оноре де Бальзак, он сказал: «Паганини представляется мне Наполеоном жанра».

Начало концерта – в 20.00.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru